Что такое МКТУ и как с ней работать?
В продолжение полезных статей про нейминг решили подробнее остановиться на сложной для понимания и толкования теме — это классы МКТУ.
МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Все они разделены на 45 классов: с 1-го по 34-й — товары, с 35-го по 45-й — услуги.
Структура организована таким образом, чтобы товары или услуги из одной сферы не могли быть зарегистрированы под схожими или идентичными названиями, и в голове у потребителя не возникала путаница. Если в 43-й класс, в который входят кафе и рестораны, уже подана заявка на бренд кофеен «Ромашка», то аналогичное заведение с таким же наименованием не сможет открыться нигде в России.
Заявка просто не пройдёт экспертизу в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС). Но под «Ромашкой» могут зарегистрировать конфеты или канцтовары, потому что эти товары находятся в разных классах МКТУ (31-й и 16-й).
Прежде чем подать бренд на регистрацию, нужно определиться с необходимыми классами.
Если вы что-то продаёте онлайн, офлайн, оптом или в розницу, то вам нужно регистрировать название в 35-м классе. Именно в нём содержатся все услуги по продвижению товаров для третьих лиц. А если у вас ещё и своё производство, например, одежды для продажи в одноимённом магазине, то заявку на регистрацию надо подавать в 25-м классе (одежда, обувь и головные уборы). Хороший юрист может порекомендовать добавить и в 18-й, потому что в него входят изделия из кожи и кожзама (ремни, сумки и т. п.).
Итого в вашей заявке на регистрацию будет три класса: 18-й, 25-й и 35-й.
Описание классов МКТУ можно найти на официальном и единственном сайте ФИПС (fips.ru). Именно он принимает заявки на словесные и графические обозначения, проще говоря — названия и логотипы брендов, а также проводит экспертизу по ним и выдаёт свидетельства о регистрации.
В поисковике нужно задать запрос «международная классификация товаров и услуг» и выбрать последнюю редакцию. Сейчас это 11-я от 2021 года.
Обратите внимание на количество зарегистрированных знаков и поданных заявок на патент. По этим показателям оценивается занятость класса и сложность попадания в него.
Чтобы вам было проще ориентироваться, мы выбрали топ-5 самых востребованных классов:
35 класс
Продажа товаров и услуг, ведение баз данных, рекламная деятельность, офисная служба:
- 235 000 — зарегистрировано товарных знаков,
- 4 000 новых заявок подано на регистрацию.
9 класс
Программное обеспечение и различные девайсы:
- 163 000 — зарегистрировано товарных знаков,
- 3 500 — новых заявок подано на регистрацию.
5 класс
Фармацевтические изделия и препараты:
- 118 000 — зарегистрировано товарных знаков,
- 1 800 — новых заявок подано на регистрацию.
41 класс
Образовательные услуги, организация спортивных мероприятий, развлечения:
- 105 000 — зарегистрировано товарных знаков,
- 2 200 — новых заявок подано на регистрацию.
31 класс
Кофе, чай, мука, макароны, хлеб, кондитерские изделия:
- 100 000 — зарегистрировано товарных знаков,
- 1250 — новых заявок подано на регистрацию.
Можно, но это дорого и юридически не оправданно. Например, если вы производите и продаёте одежду, а заодно зарегистрировали бренд в классе алкогольных напитков (33-й), но не производите их, то такую регистрацию могут аннулировать. Для этого достаточно доказать, что в течение трёх лет под зарегистрированным брендом не выпускалась продукция в данной категории.