• Проекты
  • Услуги
  • О нас
  • Статьи
  • Контакты
En
  • Telegram
  • Behance
  • LinkedIn
  • Подкаст
  • Шоурил
info@linii.ru
Покровский бульвар, 6/20с2, Москва, Россия, 109028

Напишите нам про свою задачу

Что такое МКТУ и как с ней работать?

15 февраля 2021 г.
Елена Ильина — руководитель нейминговых проектов
Нейминг

В продолжение полезных статей про нейминг решили подробнее остановиться на сложной для понимания и толкования теме — это классы МКТУ.

Что такое МКТУ?

МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Все они разделены на 45 классов: с 1-го по 34-й — товары, с 35-го по 45-й — услуги.

Структура организована таким образом, чтобы товары или услуги из одной сферы не могли быть зарегистрированы под схожими или идентичными названиями, и в голове у потребителя не возникала путаница. Если в 43-й класс, в который входят кафе и рестораны, уже подана заявка на бренд кофеен «Ромашка», то аналогичное заведение с таким же наименованием не сможет открыться нигде в России.

Заявка просто не пройдёт экспертизу в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС). Но под «Ромашкой» могут зарегистрировать конфеты или канцтовары, потому что эти товары находятся в разных классах МКТУ (31-й и 16-й).

Прежде чем подать бренд на регистрацию, нужно определиться с необходимыми классами.

Как понять, в каком классе нужно регистрировать бренд?

Если вы что-то продаёте онлайн, офлайн, оптом или в розницу, то вам нужно регистрировать название в 35-м классе. Именно в нём содержатся все услуги по продвижению товаров для третьих лиц. А если у вас ещё и своё производство, например, одежды для продажи в одноимённом магазине, то заявку на регистрацию надо подавать в 25-м классе (одежда, обувь и головные уборы). Хороший юрист может порекомендовать добавить и в 18-й, потому что в него входят изделия из кожи и кожзама (ремни, сумки и т. п.).

Итого в вашей заявке на регистрацию будет три класса: 18-й, 25-й и 35-й.

Где посмотреть список всех классов с подробным описанием?

Описание классов МКТУ можно найти на официальном и единственном сайте ФИПС (fips.ru). Именно он принимает заявки на словесные и графические обозначения, проще говоря — названия и логотипы брендов, а также проводит экспертизу по ним и выдаёт свидетельства о регистрации.

В поисковике нужно задать запрос «международная классификация товаров и услуг» и выбрать последнюю редакцию. Сейчас это 11-я от 2021 года.

А можете коротко рассказать о самых востребованных классах?

Обратите внимание на количество зарегистрированных знаков и поданных заявок на патент. По этим показателям оценивается занятость класса и сложность попадания в него.

Чтобы вам было проще ориентироваться, мы выбрали топ-5 самых востребованных классов:

35 класс

Продажа товаров и услуг, ведение баз данных, рекламная деятельность, офисная служба:

  • 235 000 — зарегистрировано товарных знаков,
  • 4 000 новых заявок подано на регистрацию.

9 класс

Программное обеспечение и различные девайсы:

  • 163 000 — зарегистрировано товарных знаков,
  • 3 500 — новых заявок подано на регистрацию.

5 класс

Фармацевтические изделия и препараты:

  • 118 000 — зарегистрировано товарных знаков,
  • 1 800 — новых заявок подано на регистрацию.

41 класс

Образовательные услуги, организация спортивных мероприятий, развлечения:

  • 105 000 — зарегистрировано товарных знаков,
  • 2 200 — новых заявок подано на регистрацию.

31 класс

Кофе, чай, мука, макароны, хлеб, кондитерские изделия:

  • 100 000 — зарегистрировано товарных знаков,
  • 1250 — новых заявок подано на регистрацию.
Можно ли зарегистрироваться во всех 45-ти классах?

Можно, но это дорого и юридически не оправданно. Например, если вы производите и продаёте одежду, а заодно зарегистрировали бренд в классе алкогольных напитков (33-й), но не производите их, то такую регистрацию могут аннулировать. Для этого достаточно доказать, что в течение трёх лет под зарегистрированным брендом не выпускалась продукция в данной категории.

Другие статьи

Неймерам на заметку: инструменты для проверки и защиты товарных знаков

Елена Ильина26.02.2025

НеймингМнения

Другой винный нейминг

Елена Ильина09.09.2022

Нейминг
  • Проекты
  • Услуги
  • О нас
  • Статьи
  • Контакты
LINII — брендинговое агентство