5 больших трендов и технологий, влияющих на будущее ритейла
Недавно LINII посетили ежегодную ритейл-выставку EuroCIS 2024 в Дюссельдорфе. Можно ли сказать, что на мероприятии было то, что нас поразило — да. Испугало — возможно. Обо всём подробнее рассказали Полина Васильева, стратегический директор агентства, и Дмитрий Буренко, директор по развитию и бизнес-партнёр.
1. Управление поведением потребителей на основе данных в реальном времени
Современные системы управления потребительским поведением в ритейле представляют собой большую экосистему данных. Она построена на использовании современных технологий, описывающих поведение потребителей в онлайн-среде и офлайн-пространстве. Среди источников информации: данные с камер наблюдения и сенсоров, цифровые теги на товарах (IoT – интернет вещей), информация о потребителе, хранящаяся в личных кабинетах, в программах лояльности и историях покупок. Вся эта data соотносится с текущими продажами. Дашборды выводят несколько десятков параметров. В результате у коммерческих, операционных директоров и управляющих магазинов появляется возможность влиять на продажи в реальном времени.
2. Алгоритмы искусственного и предиктивная аналитика для улучшения пользовательского опыта
Данные сами по себе не дают готовых рецептов бизнесу. Чтобы их обработать и интерпретировать, применяются специальные технологии. Так, алгоритм распознавания образов позволяет определить поло-возрастные и другие важные характеристики аудитории. AI даёт возможность, например, понять, для кого именно наиболее интересны ЗОЖ продукты, какие модели обуви лучше подходят более зрелой аудитории. Тепловые карты потоков посетителей позволяют скорректировать зонирование пространства, расстановку оборудования и улучшить визуальный мерчендайзинг. Вы уверены, что ваши новые модели кофеварки или электронного декантера так уж привлекательны для ценителей инноваций? Распознавание эмоций на лицах покупателей, а также мониторинг скопления или отсутствия людей и времени, которое они проводят у полок с вашими знаковыми товарами или специальными промо-предложениями — отличный инструмент получения обратной связи.
3. Максимальная персонализация торгового пространства
Взаимодействие розничного пространства с человеком становится продолжением диалога бренда с клиентом, где магазин понимает свою аудиторию, соответствует персональным предпочтениям и ожиданиям. Теперь ритейлер с помощью электронной примерочной может допродать бейсболку нужного цвета и фасона в дополнение к худи — клиент точно оценит свой новый total look. А в продуктовом магазине электронные ценники и led-экраны, помогут с фуд пейрингом, да ещё по лучшей цене: хотите пасту, вот, пожалуйста, вам Barilla, но не забудьте и про томатный соус с базиликом по привлекательной цене. Рекламные интеграции на полках, как говорят здешние консультанты, это такая Russian doll, каждый новый слой всё больше зацепляет покупателя. Помимо этого, цифровые ценники являются отличным медиа для коммуникации/ прямой рекламы производителей, представленных в вашем магазине (альтернатива старым печатным ПОС материалам). Они способны наилучшим образом достроить мир бренда, сделав это в максимально «вкусной» форме, наиболее востребованной именно в этом пространстве. Ну и не забываем, что для ритейлера использование цифровых ценников — это дополнительный источник дохода от рекламы, с помощью которого можно покрыть часть расходов на инновационную и интересную для потребителя информационную технологию, непосредственно влияющую на имидж ритейлера.
4. Инфраструктура для комфортного и эффективного шоппинга
Автоматизация управления ассортиментом и снижение расходов на персонал — ключевые драйверы в массовом ритейле. Судя по количеству провайдеров и широкому спектру технологий и девайсов (портативные кассы, сканнеры, тач-скрины для заказа) самообслуживание в продуктовых сетях — восходящий тренд. В условиях роста касс самообслуживания у управляющих сетями голова болит о мошенничестве и кражах продуктов, очередях в кассовой зоне и умении использовать умные тележки, напичканные экранами и сканнерами. Нам, как потребителям, тоже придётся адаптироваться в этом новом дивном мире технологий и роботизации!
5. Омниканальность и бесшовное соединение между двумя мирами
Однако, ничто пока не может заменить радости и уникальный опыт посещения офлайн розничных пространств. Спикеры из технологических стартапов (например, Tawny) и крупных сервисных компаний, таких как SAP или T-Mobile, честно признаются, что текущий опыт общения с маркетплейсами и онлайн-магазинами не идёт в сравнение с пользовательским опытом во флагманских магазинах Zara в Роттердаме и миланским Starbacks Reserve. Ну, и глядя на digital аватар управляющего директора местного офиса KPMG, который встречает вас в главном холле EuroCIS, с этим трудно не согласиться. Люди по-прежнему хотят и будут ходить в офлайн-магазины для личного контакта, возможности потрогать, померить, повертеть в руках, провести время, получить визуальный опыт или личную консультацию, при этом, вполне вероятно, совершая финальную покупку онлайн. Именно поэтому современные технологии сбора и анализа информации, наиболее характерные сейчас для онлайна, активно переносятся и адаптируются для офлайн-пространств. Это позволяет ритейлерам собирать информацию 360 (онлайн + офлайн), чтобы максимально подробно анализировать поведение потребителей и разрабатывать наилучшие по своей эффективности решения для развития бизнеса.
Полина Васильева
«В этом году основная тема выставки — это технологии в ритейле. И, как следствие, больше фокуса и меньшее разнообразие участников, идей, проектов и решений. В этот раз акцент на технологиях сбора, анализа и предоставления ритейлу информации о поведении потребителей внутри магазинов с помощью разных хардовых решений (сенсоры, сканеры, камеры, ценники и тд). И второй фокус — это максимальная автоматизация ритейла (отсутствие продавцов в зале, кассы с самообслуживания). Принципиально новые технологии не появились, идёт расширение присутствия старых и их демократизация.»
Дмитрий Буренко
«EuroCIS — это конденсат современных представлений о ритейле. Ритейле, как среде, в которой можно управлять поведением людей с помощью данных и технологий, будь-то динамичное ценообразование, визуальный мерчандайзинг или распознание эмоций клиента с помощью ai. Не знаю, наступило ли будущее уже сегодня, но вот что точно — магазины за нас уже очень многое решили!»