Фиджитал, омнишоппинг и локальность: ритейл-тренды 2024
Цифровизация, неопределённость и стремительные перемены — вот что ждёт сферу ритейла в 2024 году.
Укрепление позиций в отрасли невозможно без чёткого отслеживания трендов, разбираем 20 тенденций в сфере ритейла — от фокуса на поколение Z до фиджитала. Общество меняется, а вместе с ним — тренды в ритейле.
Креативный директор по ритейл-дизайну брендингового агентства LINII Катя Колотилова и ритейл-дизайнер Ксения Сапожкова провели масштабное визуальное исследование по общим поведенческим тенденциям, ритейл-дизайну и дизайну интерьера, и готовы поделиться с читателями актуальными приёмами в дизайне и оформлении торговых пространств на 2024 год. Приготовьтесь удивляться!
Омнишоппинг
Раньше процесс покупки товара выглядел так: человек приходит с конкретным запросом в конкретный канал и ищет то, что его интересует. Сейчас на смену пришёл омнишоппинг — поведение, при котором потребители перемещаются по цифровым, физическим, виртуальным и социальным платформам, пока совершают покупки. Люди открывают новые продукты и услуги в социальных сетях, стриминговых сервисах и даже видеоиграх. Коммерция становится менее зависимой от выбора канала взаимодействия и более зависимой от того, насколько близко розничные продавцы могут подобраться к потребителям — то есть выйти с предложением туда, где люди проводят своё свободное время.
Персонализация
Ожидания покупателей от брендов растут. Сегодня многие люди хотят, чтобы торговые марки понимали их ценности, особые потребности, ожидания от товаров и сервиса. Магазины стремятся предугадывать нужды клиента и адаптироваться к ним — в этом могут помочь данные искусственного интеллекта. В будущем розничные магазины смогут создавать «персонализированную» среду и предложение, которые будут ближе и ценнее для каждого покупателя.
Формирование комьюнити
Концепция сообщества, или комьюнити, сегодня очень важна. Люди стремятся устанавливать связи с близкими им по интересам людьми, а также хотят идентифицировать себя с любимыми брендами. Для торговой марки это выгодно: лояльное комьюнити готово поддерживать бренд, если, например, он решил расширить бизнес, выйдя на новую нишу.
Фокус на поколение Z
Ключевыми покупателями плавно становятся представители поколения Z. Это люди, которые выросли в цифровом мире и любят онлайн-шоппинг, но около половины их расходов по-прежнему приходится на привычные физические магазины. Чтобы привлечь эту группу в торговые точки, брендам нужно будет предлагать многоканальный сервис на базе цифровых технологий для улучшения качества обслуживания, а также ориентироваться на ценности этого поколения, которые отличаются от других.
Постоянное обновление
Клиентам интересно открывать для себя что-то новое. Чем нестандартнее магазин, тем выше вероятность, что покупатели захотят туда вернуться. Важно создать пространство, которое легко обновлять. Это поможет ритейл-точке адаптироваться к изменениям потребностей клиентов. Решения, которые позволяют минимальными усилиями максимально обновлять и изменять пространство:
- модульное оборудование;
- минималистичная мебель;
- диджитал-экраны для быстрой смены визуала;
- тематические зоны со сменным оформлением для фокусных продуктов;
- мультисенсорный опыт.
Мультисенсорный опыт
Индустрия торговли трансформируется — теперь магазины обустраивают так, чтобы покупатели во время шопинга задействовали не только зрение, но и обоняние, осязание и даже слух. Это создаёт уникальный мультисенсорный опыт, который сближает покупателя с брендом. Интерактивные дисплеи, которые демонстрируют продукцию, аромат в магазине, звуковое сопровождение — эти акценты позволяют посетителям взаимодействовать с торговой маркой на более глубоком уровне.
Коммуникации
Пандемия, самоизоляция, популяризация удалённой работы — в последние годы люди стали более изолированными друг от друга. Поэтому важно проектировать пространство магазина так, чтобы оно располагало к общению. Создание зон общего пользования, внедрение групповых активностей и технологий, облегчающих общение, — ритейлер должен стремиться создать гостеприимную и инклюзивную среду, в которую покупатели захотят вернуться.
Локальность
Регионализм — важный и сильный тренд в ритейл-дизайне. Бренды всё чаще используют уникальное культурное наследие того региона, где находится магазин, как источник вдохновения при оформлении пространства торговой точки. Это помогает им привлекать местных жителей. Органично интегрируя местные элементы, культурные отсылки и исторический контекст, магазины могут способствовать развитию чувства сопричастности, поднимая вовлечённость и лояльность клиентов на новый уровень.
Оставить воспоминание в социальных сетях
Дизайн магазина, мерчандайзинг и новые интересные активности, которые ритейлер предлагает клиентам, — всё это должно создавать желание у посетителя самоидентифицировать себя с брендом. Чем больше ритейл-пространство расширяет опыт и удивляет, тем больше в социальных сетях магазина будет отметок и отзывов.
Фиджитал
Грань между онлайном и офлайном для потребителей стирается. Наступила эпоха фиджитал — интегрированных коммуникаций на стыке физического и цифрового пространств. Использование сенсорных экранов, сканирование QR-кода с помощью смартфона — это всё уже про реальный бизнес и увеличение активности клиентов, а не просто хайп вокруг новой технологии, о которой завтра забудут. Инструменты фиджитала:
- AI — искусственный интеллект;
- GenAI — генеративный ИИ;
- AR/VR — дополненная и виртуальная реальность;
- App/Web — приложения и веб-приложения;
- Data — любая информация о пользователе, которую вы можете получить;
- Geo — геолокация (RFID, NFC, Bluetooth beacon).
Уют и безмятежность
Когда обстановка в мире становится напряженной, людям хочется найти спокойное «укрытие». Помимо этого, чем больше цифровых технологий появляется в повседневной жизни, тем больше хочется чего-то осязаемого, пробуждающего чувства. Вот почему магазин, где покупатели проводят время, должен быть как кокон, который дарит ощущение комфорта и безопасности. Создать такое пространство можно с помощью плавных линий, мягких форм и тактильно приятных текстур и поверхностей. «ВкусВилл» применил ИИ в дизайне упаковки товаров.
Биофилия
Сегодня, в век диджитала, люди устают от технологий и начинают сильнее ценить природу. Биофильный дизайн — это использование натуральных элементов в оформлении помещения. Растения, природные материалы и солнечный свет в магазине способствуют расслаблению покупателей, поднимают им настроение и создают гостеприимную атмосферу. Биофильный дизайн поощряет минимализм: нейтральные цвета, небольшое количество декора и естественные, простые формы. Интерьер характеризуется воздушностью, прозрачностью, ясностью и лёгкостью.
Максимализм
Пора вспомнить про модернизм и ар-деко — самовыражение и смешение стилей сейчас на пике актуальности. В интерьере можно использовать смелые цвета, замысловатые узоры, обилие текстиля. Эклектичные сочетания мебели и аксессуаров займут центральное место среди трендов дизайна интерьера.
Цвет
По сравнению с прошлыми годами, выбор цветовой палитры стал намного шире. Красные, розовые, фиолетовые и неоновые оттенки можно использовать как самостоятельно, создавая монохромный интерьер, так и в интересных, красочных сочетаниях.