Навыки презентации
Зачем брендинговому агентству презентации?
Они помогают привлечь внимание, создать репутацию и убедить клиента. В результате зарабатывает не только бизнес, но и само агентство. Успех любой презентации в том, чтобы у всех участников была уверенность в её ценности и необходимости. Если для кого-то польза от вашей информации неочевидна, то придётся начать именно с обоснования своей значимости. Чем больше она подлежит сомнению, тем детальнее вас будут изучать. Важно будет всё: какие миссии у вашей компании, во что вы одеты на встрече, как себя позиционируете и общаетесь, даже фон в Zoom имеет, так или иначе, оценят.
Как презентоваться аудитории, которая сомневается в твоей ценности?
Сомнения бывают разные, но аргумент, который практически всегда работает — тот факт, что мы заработали много денег для наших заказчиков, продолжаем это делать каждый день и можем помочь вам. Кто и что бы вам ни говорил, это иллюзия, что нас приглашают для чего-то другого. Нас зовут для того, чтобы у клиента был ещё более успешный и прибыльный бизнес. К нам идут люди, понимающие нашу ценность и что мы решаем очень сложные бизнес-задачи для компаний, которым неважно сколько инвестировано в брендинг, потому что их риски по бизнесу измеряются сотнями миллионов или даже миллиардами.
Как реагировать, если на презентации замечают орфографическую ошибку?
У меня был случай, когда я выкладывал важную презентацию по территориальному брендингу, которую очень долго и тщательно готовил. Она содержала 260 слайдов и выкладывалась на ресурсе уровня The Village, где открыты комментарии. Кто-то увидел, что на одном слайде в заголовке есть ошибка. Неприятно, конечно, но в данном случае, некритично, потому что ценность той презентации перекрывала саму ошибку. Другое дело, если их много. Тогда создаётся плохое впечатление. Аудитория начинает думать: «Хорошо, раз вы неаккуратны в этом, может быть, и знания ваши не такие уж и значимые».
Как успокоиться и настроиться перед презентацией?
Не буду тут оригинален, но скажу — ваша собственная уверенность в том, что вы вещаете, повлияет на всё остальное. Любое волнение, как правило, возникает из-за неуверенности в себе или сомнений в своей ценности для тех, кто вас слушает. Простая психология. Есть, конечно, проверенные приёмы: расслабить людей, сначала кратко рассказать о теме выступления, пошутить, установить диалог с залом. Я обычно начинаю со знакомства, объясняю, кто я и зачем здесь. Мне это нужно, чтобы разогреть голосовые связки. Холодным голосом говорить трудно, особенно когда аудитория большая. Ещё важные лекции можно сначала расписать в виде текста, практически слово в слово. Такое решение добавляет смелости и помогает лучше запомнить последовательность изложения и основные тезисы.
В каком темпе нужно презентовать?
Ваш темп речи — это инструмент. Он не всегда зависит от вас, иногда надо ускориться, а порой замедлиться, бывает по-разному. Спокойная подача хорошо работает на чёткость и уверенность высказываний. Если вы вдруг с быстрого спича переходите на неторопливый, сразу появляется ожидание ценной информации.
Ещё суетливая речь может восприниматься людьми, как попытка что-то активно продать или в чём-то убедить. Медленная же — характерна для уверенных в себе ораторов, которые действительно в первую очередь хотят донести важные сведения.
Ты презентуешь разным клиентам по-разному?
Да, я всегда веду себя по-разному, исходя из моих личных отношений со слушателями. Это может быть дружеское общение, когда мы на «ты». Тогда я говорю: «Света, знаешь, я тебе это не советую». Или могу сказать по-другому: «Вы знаете, мы разработали до вас сотни крупных брендов. Мы бы вам не рекомендовали так поступать. Конечно, вы можете делать всё, что хотите, это ваш бизнес. Но вы нас наняли для того, чтобы мы вас проконсультировали, исходя из нашего опыта».
Если интересна теория этого вопроса, то могу порекомендовать почитать книгу «Шести шляп мышления», разработанную Эдвардом де Боно. Она о том, как вести себя с разными психотипами и на чём расставлять акценты.
Что не надо делать на презентации? И что точно стоит?
Надо постоянно мониторить аудиторию, вести свою игру. Вы должны реагировать, если люди отвлекаются, выключают экраны, шумят, смотрят в телефоны — это сигналы, которыми надо пользоваться. Бессмысленно доносить информацию в такие моменты. Необходимо переключить слушателей, предупредив, что сейчас будет очень серьёзная тема, или предложить сделать паузу. Обычный клиент ответит: «Извините, пожалуйста, меня отвлекли, но я готов дальше слушать». Или он скажет: «Простите, срочный вопрос, давайте, прервёмся на пять минут, а затем я вернусь». Это абсолютно нормальная ситуация. А вот продолжать свой монолог, если на него никто не обращает внимания — неправильно.
Сейчас заказчики достаточно быстро считывают информацию, особенно сотрудники на топовых позициях. Поэтому старайтесь не лить много воды, поверьте, они способны за долю секунды принять решение: нужно им что-то или нет. Ещё для успешной презентации важно взаимное уважение. На мой взгляд, это краеугольный камень любых отношений между клиентом и агентством. Если я почувствую пренебрежение к себе, то сначала сделаю замечание, а потом уйду. Я так устроен.
Какие занятия способствуют развитию навыков презентации?
Единственное, что работает — это практика. Нужно просто презентоваться как можно чаще. Никакая книга, никакие ролики на YouTube не сделают вас успешным спикером, только личный опыт. Можно найти пример для подражания или ролевую модель, которая вам близка. Мне нравится Анна Виленская, потому что она невероятно интересно рассказывает про музыку и композиторов. Нельзя стать спортсменом, только читая про спорт, надо им заниматься.
Нужно ли пить воду перед выступлением?
Связки надо разогревать и смачивать, а тёплая вода в этом помогает. Можно ещё чуть-чуть поговорить до лекции. Неважно о чём, главное почувствовать свой голос и речь, получить обратную связь, увидеть глаза аудитории.
Твоя лучшая презентация?
В моей практике была пара таких презентаций: первая состояла из 300 слайдов, а вторая — всего из одного. Они абсолютно разные и обе идеальные. Что парадоксально, их делал Йорг Зинтцмейер, гениальный дизайнер, в чьей компании я когда-то работал.