Другой винный нейминг
У винного нейминга есть своя ярко выраженная специфика: подавляющее большинство названий привязаны к топонимам или к истории мест, где расположены виноградники, либо к фамилии основателя бренда. Многие владельцы новых виноделен поддерживают сложившуюся традицию — по этикеткам российских вин, например, можно изучать географию наших южных регионов. Впрочем, есть и другой подход. В последнее время особенно популярны названия, которые ничего не говорят о том, возле какого шато растёт виноград или в чьих подвалах вызревает вино.
Некоторые производители, как например, австралийская компания Mollydooker, стремятся сразу раскрыть покупателю характер вина. Так, дерзкому и насыщенному ширазу отлично подходит название Boxer, а лёгкому и богатому на ускользающие оттенки вкуса мерло — The Scooter.
Подобную стратегию использует и крымская марка Alma Valley. Среди её вин Picnic wine («Вино для пикника») или Summer wine («Летнее вино»), бутылку которого стоит открывать под одноимённую песню Нэнси Синатры. В жаркие деньки также возвращает и производитель Wölffer Estate, назвавший своё вино Summer in a bottle («Лето в бутылке»).
Калифорнийский производитель Simple Life («Простая жизнь») выпускает вино со спокойным и выдержанным букетом.
Если всё плохо и вы имеете намерение весь вечер сыпать соль на свою рану, то и к этому готовы производители — возьмите с полки бутылочку «Пустых надежд».
Если вы ждёте гостей, то на стол можно поставить Guess who’s coming to dinner («Угадай, кто придет на ужин»). Такое оригинальное название станет хорошим поводом, чтобы завязать беседу. Вино в целом располагает к диалогу, и эти ассоциации тоже были использованы в нейминге. Например, новозеландское Long story short («Короче говоря») отсылает к долгим дружеским посиделкам, когда один из собеседников именно этой фразой завершает свой рассказ. Под хорошее вино приятно не только разговаривать, но и спокойно созерцать то, что происходит вокруг. Как раз для такого настроения создано Outer sounds («Внеземные звуки»). А вино Listening station («Станция радиоперехвата») названо так в честь австралийской системы прослушивания, датчики которой улавливают любой звук в ночной тишине. Кстати, производитель этого вина утверждает, что виноград для него собирается исключительно в ночное время. Но бокал-другой вина способствует не только задушевным разговорам и мечтательному молчанию. Зачастую всё как раз наоборот – звуки становятся громче. На этой ассоциации построен нейминг линейки Decibel («Децибел») новозеландской марки Gimblett Gravels. Но бокал-другой вина способствует не только задушевным разговорам и мечтательному молчанию. Зачастую всё как раз наоборот – звуки становятся громче. На этой ассоциации построен нейминг линейки Decibel («Децибел») новозеландской марки Gimblett Gravels.
В начале статьи мы упомянули, что вина нередко называют в честь основателя бренда. Но британский исполнитель Стинг отошёл от этой традиции и даёт винам, произведённым в его хозяйстве Il Palagiо, имена своих песен, многие из которых давно стали классикой: When We Dance, Message in a Bottle, Casio delle Vie, Sister Moon…
Российский бренд «Мысхако» назван традиционно, в честь села в Краснодарском крае. Но нейминг у линейки вин необычный: «Чёрное из чёрного», «Розовое из красного», «Чёрное из красного». Несмотря на то, что названия, по сути, рассказывают о том, из какого винограда произведён каждый напиток, они получились очень атмосферными.
Иногда ассоциации могут быть совсем простыми: если вино розовое, значит — «Фламинго». А один из американских брендов получил имя Veritas, происходящее от крылатого выражения In vino veritas, in aqua sanitas. (с лат. «Истина — в вине, здоровье — в воде»).
Нередко используется и отсылка к семейным ценностям. Бренд «Два сердца» придумала пара возлюбленных, владеющая виноградниками на западе Крыма. А винодельческое хозяйство в Новой Зеландии, тоже принадлежащее паре, получило название The better half («Лучшая половина»).
Многие современные виноделы делают ставку на необычную этикетку, чтобы привлечь внимание покупателей.
Например, владельцы The Prisoner рассказывают, что на такое название их вдохновила картина Франсиско Гойи «Маленький заключённый». В оформлении всех бутылок используется тема несвободы. А вино Gravity («Гравитация») напоминает о том, что после пары бокалов земное притяжение ощущается особенно сильно.
Некоторым винам удаётся получить народное имя, как было с легендарными «Зелёными колготками»: одному их первых оранжевых вин, появившихся на российском рынке. Известность среди не только ценителей, но и простых любителей это вино приобрело после того, как ему был посвящен выпуск Парфенона Леонида Парфенова.
От того, как разрабатывают нейминг для вин, перейдем к тому, как их регистрируют. Название, логотип и этикетку любой алкогольной продукции, за исключением пива, регистрируют в 33-м классе МКТУ. После того как имя для бренда или линейки выбрано, нужно убедиться, что оно соответствует требованиям Роспатента:
- не носит описательный характер: вино нельзя назвать вином, даже в сочетании с разными прилагательными;
- в 33-м классе не зарегистрировано идентичных или сходных до степени смешения названий;
- также нет идентичных или очень похожих неймов в 32-м классе, где регистрируются наименования для пива, воды и безалкогольных напитков. Несмотря на то, что 32-й и 33-й классы отвечают за разные типы напитков, экспертиза не пропустит название для вина или водки, если есть аналогичное для сока, а тем более для пива.
В других странах тоже есть свои нюансы: в Евросоюзе винные заводы не могут использовать слово «порт» в наименованиях своих вин, если их материал не был произведён в Португалии. Американская винная компания Peltier Station нашла остроумный выход из сложившейся ситуации, дав своему вину компьютерно-технологическое имя USB Port.
В России 33-й класс заполнен довольно сильно: в нём зарегистрировано 53 000 наименований. Но названия вин регистрировать проще, чем водки. Для неё производители хотят подобрать простое русское слово или словосочетание, а доступных вариантов с каждым годом всё меньше. У виноделов гораздо больше свободы: они могут использовать нетипичный, провокационный или фантазийный нейминг.