В центре внимания — поколение зумеров. Интервью с владельцем сети магазинов Bomba
Мирча Бачу, владелец сети магазинов Bomba и первый молдаванин, который взошёл на высочайшие вершины каждого континента, рассказывает о своём бизнесе, ребрендинге Bomba и делится поставленными целями на будущее.
Вы – успешный предприниматель, создали несколько крупных ритейл-сетей в Молдове и других странах, выстроили эффективную систему дистрибуции. Сейчас фокусируетесь на создании экосистемы. Какова ваша личная формула успеха?
Моя личная формула успеха включает три основных компонента: трудолюбие, желание перемен и стремление быть первым.
Трудолюбие – это основа всего. Без упорного труда невозможно достичь значимых результатов в любом деле. Я всегда старался работать на пределе своих возможностей, постоянно совершенствовать свои навыки и знания. Это позволило мне создать успешный бизнес.
Желание перемен – это второй важный компонент. Я всегда стремился к тому, чтобы изменить мир вокруг себя к лучшему. Это побуждало меня искать новые пути развития, экспериментировать с новыми идеями и подходами.
Я всегда хотел вести за собой людей, вдохновлять их на достижение общих целей. Это помогло мне собрать команду профессионалов, которые разделяют мои ценности и стремятся к развитию вместе со мной.
Bomba — мощный бренд. Каковы были предпосылки для ребрендинга самого узнаваемого бренда магазинов техники и электроники в Молдове?
Мы планировали проводить ребрендинг ещё в 2020 году, но помешал ковид, а потом конфликт на Украине. Это изменило наши планы и видение. И всё это время внутри росло ощущение необходимости перемен. И вот, момент настал.
Также на решение о ребрендинге очень сильно повлияло изменение профиля нашего покупателя. В центре внимания оказалось поколение зумеров, у которого очень высокие требования к брендам. Поэтому нам нужно было начать разговаривать с ними на одном языке, а это другие каналы коммуникации, другие продукты, другая форма общения.
Как новую Bomba восприняли сотрудники сети и управляющая команда? Есть ли обратная связь от внешней аудитории — клиентов и партнёров? Поделитесь наблюдениями.
Команде всё понравилось. Бренд получился лёгкий, современный и узнаваемый. После того, как мы получили брендбук от LINII, мы связались с местным агентством Publicis, которое занималось переводом разработанных документов на румынский и адаптацией к нашим реалиям. Если бы была иная геополитическая ситуация, мы бы закончили полностью этот проект с командой LINII. Судя по отзывам, получились удобные европейские магазины и понятный и современный бренд с хорошей коммуникацией. Все остались довольны.
Расскажите подробнее об изменениях в новых магазинах.
На прошлой неделе мы открыли робо-академию на базе LEGO-зоны. Сначала мы стали просто дистрибуторами, а потом сделали коллаборацию с LEGO Education. В наших магазинах по субботам и воскресеньям проводятся лекции и уроки по робототехнике для детей разных возрастов. У нас можно не только купить LEGO, но и обучить своего ребенка на курсе робототехники. И это классно.
Мы хотим интегрировать такую активность во все наши магазины, особенно это важно для малых городов. Также планируем сделать эту инициативу частично благотворительной, чтобы дети из малообеспеченных занимались бесплатно.
Ещё мы сделали гейм-зону, состоящую их трёх: авиа- и автосимуляторы, РС и Xbox, VR. Мы планируем увеличить и дополнить нашу гейм-зону VR-симуляторами. Дети бесплатно могут там играть. Это позволит расширить функционал магазина и выйти за рамки продаж. Люди будут приходить не только ради шоппинга.
Сегодня все эти инновации не приносят нам денег. Как минимум, до конца года, мы делаем это всё бесплатно, люди там отдыхают, им классно. Мамы ходят по магазину, что-то покупают, дети играются.
Мы следуем рекомендациям LINII, но ещё не довели до ума мастер-классы в зоне активных кухонь. У нас была идея соревнований между поварами или блогерами, с голосованием через сайт, но это сложная история, на неё нужно время.
Также мы запустили систему электронных ценников. У нас сейчас два полноценных магазина с электронными ценниками, и через месяц будет еще 10 магазинов.
Это помогает нам быстро реагировать на конкурентную среду и цены других ритейлеров, отслеживать продуктовые интересы пользователей с помощью ИИ, и оперативно работать с акционными предложениями. Кроме этого, электронные ценники облегчают труд наших сотрудников. Это инвестиция в будущее.
Ещё мы успели произвести новую одежду для сотрудников. У нас новые шопперы, неплохо получилось. У нас новое оформление транспорта. Мы стараемся работать поступательно и не в ущерб операционным процессам.
Здорово, что удалось так много сделать. А что из предложенного агентством не сработало в процессе внедрения?
Первый момент. Мне показалось, что серый оттенок стеллажей, который мы выбрали, сливается с белым. Наверно, не стоило инвестировать в этот серый цвет. Кажется, что надо было добавить больше чёрных стеллажей. Всё же они придают дороговизну бренду.
Ещё не всё так просто с рекомендованным оборудованием, поскольку у нас очень большие разрывы в логистике. Переводы различных производств в Европу. Раньше мы из России брали оборудование и прочее, а сейчас всё по-другому. Тем более мы хотим сделать всё и сразу, а это очень непросто.
А что дальше с коммуникацией?
До 1 ноября у нас был переходный период, и мы использовали нашу стандартную рекламу Bomba. Но мы нашли двух героев в соответствии с рекомендованными архетипами от LINII. Один Правитель, другой Герой. Правитель – это блогер номер один в стране. Он честный, ему все доверяют. А Герой – это спортсмен, лучший каноист мира и двукратный призер олимпиады. Они органично дополняют друг друга в коммуникации.
В Вашем портфеле сейчас присутствуют суббренды Bomba Sport и Bomba Expert. Какую роль они играют в развитии бизнеса?
Они сейчас присутствуют как зоны. В коммуникациях их нет. Мы их припарковали до следующего года. Сейчас у нас очень много информационных поводов – ребрендинг, открытие магазинов, Black Friday, Новый год. Не самое лучшее время для имиджевых эмоциональных кампаний.
Каких результатов Вы ожидаете после ребрендинга?
Я ожидаю, что мы создадим сильный современный крупный бренд, с которым можно будет работать ближайшие 10 лет, который будет интересен всем потребителям, включая молодежь и старшие поколения.
Вы амбициозный бизнесмен, Вы взошли на Эверест, а какие ультра-цели ставите перед компанией в будущем? Скажем через 10 лет, что будет достойным достижением для Bomba?
Если бренд Bomba станет международным брендом. Мы хотим это сделать. Сейчас есть вопросы геополитики, но время всё расставит по своим местам, я уверен.