Интервью с Андреасом Юбеле
Андреас Юбеле — основатель и владелец büro uebele.
Изучал архитектуру и городское планирование в Штутгартском университете, а также искусство в Штутгартской государственной академии искусств и дизайна. В 1996 году основал собственное агентство визуальных коммуникаций, а с 1998 года является профессором коммуникационного дизайна в Дюссельдорфском университете прикладных наук. Является членом Нью-Йоркского клуба шрифтовых директоров и Нью-Йоркского клуба арт-директоров с 2002 года.
Вы много работаете со шрифтами и пространством. Как и когда они вошли в вашу жизнь?
Все началось с писем с буквами. К счастью, для письма нужен не только лист бумаги, но и конверт с вашим именем и адресом — напечатанный, написанный от руки или нарисованный. У тебя есть возможность послать частичку себя, что особенно приятно, когда тебе 17 лет и ты влюблён. Вот так это началось: от любовных писем до любителя типографики.
В одном из интервью Вы сказали, что красота — это нарушение правил, своего рода дисгармония. Проиллюстрируйте свою мысль.
Всё идеальное странно. Отсутствие помех настолько раздражает, что хочется добавить их, немного расшатать баланс. Свежескошенному газону не хватает нескольких увядших листьев, упавших с дерева. Часто мы воспринимаем нечто знакомое прекрасным, привычные закономерности и формы. Новое, незнакомое, странное и чуждое имеет тенденцию отталкивать нас. И именно это прекрасно! Потому что новое предлагает нам другую точку зрения и ставит под сомнение привычное. Это может быть неприятно, но оно ведёт нас дальше. Именно незапланированное, неожиданное, неправильное и перевёрнутое — вот истинная красота. «Повернуться» произошло от от латинского revolvere — вращаться. Как в политике или технике, так и в искусстве и дизайне только перевёрнутое положение и революция делает возможным настоящий прогресс.
Чем для Вас отличаются термины: система навигации и система ориентирования?
В немецком языке эти два термина отличает то, как в них рассматривается человек. Cистема навигации очень сильна и директивна. Вы думаете о приказах: вот так и никак иначе! Возможно, вы даже представляете себе лидера, который говорит вам, что делать (с чем у нас был очень плохой опыт в Германии). Систему ориентирования я понимаю как вежливое предложение. В немецком языке sich orientieren — возвратный глагол, подлежащее в предложении ich orientiere mich также является объектом. Это означает автономию, обеспечивает независимость и требует ответственности за свои действия. Мне это больше нравится.
Как вы оцениваете влияние стремительной цифровизации общества? Что это значит для пространственного дизайна?
Будь то цифровой или аналоговый дизайн — прежде всего, должно быть красиво!
Как любитель аналоговых книг и аналоговых пространств, вы призываете дизайнеров чаще брать в руки карандаш. Почему?
Рисуя от руки, вы постоянно корректируете то, что видите. Ваш мозг учится: какая линия подходит, какой цвет мешает, какая штриховка помогает, что красиво, а что странно. Этому нельзя научиться быстрее. Идеально сочетать аналоговые и цифровые методы, потому что могут случиться неожиданные и прекрасные открытия.
Как преломляется айдентика при переходе из плоскости в пространство?
Двумерные системы полностью отличаются от трёхмерных. Красота нашей работы в том, что мы пытаемся создать поразительную двухмерную абстракцию и поверхность для пространств и с помощью пространственных средств.
Ваши топ-3 любимых проекта с системами ориентирования и почему?
Новая, нетрадиционная система ориентирования для Университета прикладных наук в Оснабрюке с надписью на потолке, которая напоминает навигацию по звёздному небу, стала прорывом для нашего офиса. Внезапно нас заметили.
Огромные мазки для Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний (DZNE) — это работа выдержанная и мощная, поэтичная и технически сложная одновременно.
И, наконец, еще одна веха в нашей работе — система ориентирования для офиса международного коммуникационного агентства Serviceplan: световой ковёр длиной 150 метров и шириной шесть метров, соединяющий три здания, выполнен из специально разработанного шрифта. Сочетание произведений искусства и информационного дизайна формирует ДНК этого места.
Как Вы взаимодействуете с архитектурными бюро? Вы разрабатываете концепцию графического контента параллельно с архитектурным проектом или когда проект уже почти готов? Может ли концепция графики повлиять на разработку концепции интерьера?
Нас обычно зовут, когда архитектурный проект уже готов. Но это не имеет значения, поскольку архитекторы могут реагировать на нашу работу при реализации. Некоторые офисы хотят, чтобы мы помогали формировать атмосферу, дизайн интерьера и рассматривают нашу работу как расширение уже их проделанной работы.
Расскажите пару слов о структуре вашего агентства: кто с вами работает и сколько примерно проектов вы делаете в год?
В среднем мы одновременно работаем примерно над 40 проектами, некоторые из которых длятся по много лет. Мы — команда из 12 коммуникационных дизайнеров и секретаря. Есть управляющий партнер Кэролин Химмел и офис-менеджер Саймон Реннер. За каждый проект отвечает менеджер проекта. Мы работаем над всем вместе, встречаясь втроём или вдвоём, и вместе ищем лучшее решение. Но в этот процесс вовлечены и другие: поставщики и производители, которые взаимодействуют с нами по разработке продукции на ранних стадиях, клиенты с их пожеланиями, сотрудники и стажёры с их приверженностью, пользователи с их критикой, а также внешние партнёры, такие как философ Ханнес Берингер или автор Мириам Хольцапфель, которые разрабатывают текстовые и языковые концепции для повышения поэтического уровня наших проектов.
Какова философия büro uebele? Как это отражается в вашей работе?
Хорошая работа требует отношения и чётких позиций: желать лучшего, не сдаваться, поступать правильно, стремиться к красоте и мужественно бороться за неё.
Ваше бюро много работает с общественными пространствами. Есть ли у вас какая-то позиция относительно экологичности и общего блага, стоящего за этим?
Приятнее, когда ваша работа имеет социальную значимость, а не просто отвечает вашим собственным потребностям или ожиданиям индустрии дизайна. Поэтому мы заботимся о том, чтобы наша работа имела смысл в двух отношениях: во-первых, чтобы она была полезной и работала, т. е. улучшала существующую ситуацию, а во-вторых, чтобы это было красиво. Наша задача — насаждать красоту в мире, который во многом ужасен. Мы уже давно придаём большое значение устойчивому производству и строительству.
Ваше агентство удостоено 350 международных наград. Как менялось (или не менялось) Ваше отношение к славе на протяжении вашей жизни?
Видимость — часть нашей профессии. Я уважаю всех коллег, которые хорошо с ней справляются. Однако добиться известности можно и сомнительными методами или только умелым пиаром. Поэтому популярность как таковая мне интересна только тогда, когда нашу компанию признали за хорошую работу. В противном случае — нет.
У вашего бюро было несколько государственных проектов. Расскажите об орле для Бундестага.
Я до сих пор рад, что мы выиграли конкурс на участие в федеральном парламенте Германии и смогли разработать торговую марку для высшего демократически избирательного органа — немецкого Бундестага. Это было смелое решение — сознательно проигнорировать брифинг и предложить решение, которое было запрещено в тендере по юридическим причинам. Однако ничто другое не казалось нам разумным. Знак, который мы разработали — орёл федерального парламента — раньше не существовал. Однако в зале пленарных заседаний бывшей федеральной столицы в Бонне висело рельефное произведение искусства аналогичной формы. Сегодня оно висит, слегка изменённое, как произведение искусства в зале пленарных заседаний немецкого Бундестага в Берлине. Наше предложение — существенно переработать этот всемирно известный символ Боннской республики, послевоенной демократической Германии, и использовать его для Бундестага убедило жюри — ведь орёл не был дискредитирован как государственный символ в Германии. Нацисты использовали свастику, так что из этого можно было что-то сделать.
Вы преподаёте в Дюссельдорфском университете. Помогает ли это Вам быть в курсе тенденций и приглашаете ли вы стажёров в свой офис?
Студенты получают информацию от своих учителей – по крайней мере, так должно быть, а не наоборот. Тот факт, что вы узнаёте, как думают молодые люди, является, конечно, приятным побочным эффектом, но дело не в этом. Привлечение лучших студентов в офис в качестве стажёров не должно быть целью преподавания. Но мы, разумеется, тоже так делаем:) Некоторые из наших постоянных сотрудников пришли к нам именно из университета, и это удача.
Было бы вам интересно работать на не европейском рынке?
Нам нравится работать везде, где есть интересные проекты.
В вашем instagram* много фотографий вашего виноградника. Расскажите о своём увлечении виноделием.
Боже мой, это была сумасшедшая идея — я понятия не имел о виноделии! Но, как я уже говорил: известное немного скучно, а неизвестное — прекрасно! Это относится не только к дизайну, но и к жизни в целом. Виноградарство стало действительно любимым увлечением: мы с женой постоянно учимся, усердно работаем, стоим рядом с виноградными лозами и с воодушевлением впитываем новую информацию об этом. Наш сосед занимается выращиванием экологически чистого винограда и помогает нам делать вино и перегонять шнапс. Всё это великолепное сочетание культуры, природы и мастерства. Но самое главное — это, наконец, возможность создавать винные этикетки. Это всё, что мне нужно.
*Деятельность Meta Platforms Inc запрещена на территории РФ