Как сохранить баланс в управлении творческим бизнесом
В новой реальности сложно приходится всем, но особенно — креативным командам. Творческие процессы невозможно регламентировать или ограничить жесткими рамками антикризисной бизнес-стратегии. Здесь нужен другой подход, основанный на soft skills лидера с эмоциональным интеллектом.
Директор по работе с клиентами брендингового агентства LINII Таисия Денисова рассказала, как поддерживать креативную команду в сложные моменты эмоционального кризиса, зачем инвестировать ресурсы в общение, и как выпуск дайджеста помогает сохранить баланс.
Как удержаться на плаву в кризисной ситуации? В сложные моменты пандемии многие компании смогли найти ответ на этот вопрос. Казалось, теперь мы знаем, как реагировать на острые внешние обстоятельства и непредвиденные перемены, как адаптироваться к новым условиям, вносить изменения в бизнес-процессы и системное управление командой. Но опыт прошлых кризисов не всегда отвечает запросам нового времени. Тем более, что спринт закончился, мы в марафоне.
Для начала: чем творческая команда отличается от других? Визуализируя процесс с помощью метафоры, представим лидера на балансборде. Неустойчивые обстоятельства — это то, на чем держится сейчас наша доска. На одной ее стороне — бизнес-показатели, на другой — эмоциональный настрой и ресурсность команды. В этом и есть главное отличие: креативные команды гораздо чаще других нуждаются в ситуативной мотивации и поиске вдохновения. Создание ресурсной среды для работы арт-директоров, дизайнеров, художников, иллюстраторов, креаторов и многих других людей творческой индустрии часто «перевешивает» балансборд, уводя лидера от заданных бизнес-целей. Сложно удержать равновесие, когда в момент кризиса команда не находит собственную мотивацию.
В последние месяцы мы многое сделали в LINII для удержания баланса всей команды. Мы проверили этот опыт на себе и, надеемся, он будет полезен другим творческим компаниям.
Держим баланс — сохраняем бизнес
Наше первое и самое важное решение в текущей кризисной ситуации — оперативно поставить дела на паузу и устроить встречу с командой. В LINII мы честно, прозрачно и понятно обсудили все возможные сценарии развития событий. А далее сделали несколько продуманных и уверенных шагов вперед: от предложения клиентам более гибких условий сотрудничества до запуска внутренней аналитики новых рынков, на которые мы могли бы выйти в ближайшее время.
Мой совет: как бы банально это ни звучало, постарайтесь сохранять спокойствие. Взвешивайте каждое решение, обращайтесь к бизнес-аналитике, детализируйте финансовую подушку и не останавливайте существующие проекты. Постарайтесь не принимать решения в моменты эмоциональных «взлетов» и «падений».
Сохраняем баланс — держим команду
В LINII мы давно определили для себя: наша главная ресурсная ценность — это команда. С 2020 года мы выбрали гибридный формат работы, несколько наших сотрудников работают из других стран, всего в штате 26 человек, мы не встречаемся в офисе ежедневно. Но новая реальность создала запрос: сейчас нам всем нужна общая встреча. В конце февраля мы пригласили всех сотрудников, кто был в Москве, в наш офис.
Проговорив план ближайших шагов по текущим проектам и другие вполне предметные вопросы, мы снизили эмоциональный накал. Стресс имеет свойство накапливаться, поэтому поддержка в первые дни изменений была крайне важна всей креативной команде. Диалог позволил вернуть нам состояние баланса, а дальше мы стали поддерживать его, создавая все условия для работоспособности креативного бизнеса.
Делимся советами и нашим опытом, который поможет вам сохранить команду.
1. Создавайте и поддерживайте безопасную среду.
В кризисной ситуации недостаточно просто предоставлять команде рабочие ресурсы, важно создавать атмосферу психологической безопасности. В момент сильной турбулентности каждому хочется в чем-то видеть опору, стараться контролировать происходящее вокруг. И такой опорой могут стать ваши рабочие процессы.
Постарайтесь создать в компании безопасную среду, основанную на доверии, понимании, поддержке и принятии. Здесь будет очень важным состояние, которое транслирует руководитель команды: его уверенность, надежность, гибкость, оптимизм. Когда сотрудники уверены в том, что выход можно найти из любой ситуации, уровень их мотивации возрастает, а команде становится проще «перепридумать» себя.
Что сделали мы: на большой встрече мы договорились с понимаем относиться к тем, кому сейчас нужно было больше времени на выполнение рабочих задач. Мы заранее выплатили зарплату, чтобы каждый сотрудник LINII смог почувствовать личную финансовую безопасность. Мы также проговорили, что в случае ухудшения ситуации выполним все договоренности по платежам. Ещё один важный шаг: мы поддержали тех, кто решил релоцироваться, и предложили им помощь.
2. Старайтесь не отменять запланированное ранее.
Если вы долго планировали проект, событие или поездку, не отменяйте планы одним импульсивным решением. Для начала стоит рационально посмотреть на новые условия, понять, что именно изменилось, и как это может повлиять на ближайшее будущее. Постарайтесь обсудить с партнерами все возможные сценарии и выбрать наиболее гибкий из них.
Что сделали мы: не отказались от планов расширить агентство, не отменили поездку на международную выставку. Мы приняли в штат директора по стратегии и стратега, подтвердили конец испытательного срока и устройство в штат smm-менеджера. Поддерживая привычные бизнес-процессы, мы осознанно не стали отказываться от запланированной заранее командировки топ-менеджмента на международную выставку World EXPO в Дубай. Выбор оказался правильным: вся команда в результате получила вдохновляющий эмоциональный опыт.
3. Объединяйте команду.
Поддерживайте гармоничную атмосферу, неформальное общение, старайтесь всегда оставаться на связи с командой — это поможет понять и скорректировать возможные негативные реакции сотрудников на внешние изменения. Руководителям важно чувствовать и понимать настроения в команде: когда нужно — тонизировать и вдохновлять сотрудников или, напротив, давать возможность отдохнуть и расслабиться. В сложные кризисные времена команда и топ-менеджмент должны быть ближе, буквально в одной лодке. Понимание своей роли в компании, коллективная ответственность, открытые обсуждения рабочих процессов и переключение в формат «нерабочего» общения помогут наладить тесную связь и поддержать вдохновение всей творческой команды.
Что мы сделали офлайн: стали чаще устраивать рабочие и неформальные встречи. Воркшопы, брейнштормы, просмотры дизайн-концепций — такие типичные для креативного офиса события сейчас стали в разы важнее и обрели другую ценность. Мы старались устраивать офисные вечеринки на дни рождения сотрудников и по возможности не отказываться от неформальных встреч. Мы устроили стильную swop-вечеринку (по отзывам, это была лучшая встреча девушек в LINII), встречу книжного и разговорного клуба.
Что мы сделали онлайн: добавили активности в чаты по обмену знаниями и полезными ссылками, общению на английском, стали больше смотреть и делиться друг с другом трендами и кейсами, новостями типографики, ритейл-брендинга и даже мемами. Мы стали больше обсуждать музыку, фильмы и сериалы — в LINII есть собственные подборки и рейтинги новинок.
4. Создавайте новые инструменты для самовыражения и творчества.
Запись подкастов, написание дайджестов или ведение телеграм-каналов — постарайтесь найти неформальный способ и инструменты для креативной перезагрузки команды.
Что сделали мы: придумали и запустили неформальный дайджест — Listok. Каждую неделю несколько ребят из нашей команды становятся мини-редакцией и выпускают свежий номер в Figma. Мы пишем о себе и для себя: о наших путешествиях, историях, мечтах, домашних животных, музыке, фильмах, вдохновении.
По итогу нескольких месяцев я точно могу сказать: такая простая и спонтанная идея создать свой внутренний дайджест неожиданно стала отличным многофункциональным решением по управлению творческой командой. Свободные временные слоты стала занимать работа над нашим дайджестом, и этот процесс стал приносить удовольствие всей команде. Мы создали инструмент внутренней опоры и поддержки, добавив рубрику с благодарностями друг другу. Все это помогает нам и сейчас пережить сложное время с минимальными эмоциональными потрясениями. Приятный бонус: вся команда изучила инструментарий и интерфейс Figma.
5. Продолжайте внутренние проекты.
Инвестируйте ресурсы в работу над некоммерческими задачами: в обновление собственного сайта, соцсетей или профессиональных платформ (например, Behance), подготовку кейсов и внутренних презентаций. Относитесь к некоммерческим проектам как к точкам развития компании. Работа над внутренними задачами всегда должна оставаться инвестицией, а не способом занять время сотрудников. Еще один важный поинт — эта работа всегда должна быть комфортной для всех.
Что сделали мы: не остановили работу по подготовке кейсов, разработке нового сайта LINII и нашего мерча.
Управляя командой, осознавайте свою роль: именно вы можете задавать направление всем процессам, именно вы можете понимать, благодаря чему сейчас можно уверенно устоять на ногах и именно от вашего спокойствия и осознанной лидерской позиции во многом зависит успех всей команды. Фокусируйтесь на процессах, которые благоприятно влияют на эмоциональный настрой, инвестируйте в общение, не останавливайте налаженные процессы и не принимайте важные решения в состоянии острой тревоги и паники. Не забывайте и о себе: day off — отличная практика для возобновления личных ресурсов. Если вы руководите большой командой, возможно, вам не удастся оправдать абсолютно все ожидания сотрудников, и это нормально. Но вы всегда сможете предложить поддержку и сбалансировать процессы внутри команды.