Как и зачем регистрировать название
Нейминг — это не только креатив, филология и маркетинг, но и решение сложных юридических вопросов. Процесс создания работающего имени требует ресурсов и времени. И если он выстроен грамотно, то спасает от многомиллионных денежных потерь.
Мы часто исправляем ситуации, когда название бренда, выбранное без учёта всех особенностей создания и регистрации, становится барьером для развития бизнеса. Чтобы вы могли избежать распространённых ошибок, рассказываем, как происходит проверка и регистрация неймов.
Да. Но если вы принимаете решение его не регистрировать, то должны понимать, с какими последствиями есть риск столкнуться:
1. Кто-то другой подаст ваше название на регистрацию, получит свидетельство и запретит вам его использовать.
2. Окажется, что это вы пользуетесь чужим зарегистрированным наименованием и его владельцы предъявят вам претензии, в том числе и финансовые.
3. Возникнут проблемы с размещением рекламы и публикаций в серьёзных СМИ, а также с поставкой продукции в федеральные сети и на крупные маркетплейсы.
Приступая к разработке названия, следует сразу учесть несколько важных моментов, чтобы не тратить ресурсы зря. Например, некоторые неймы сами по себе не подлежат регистрации. В их число входят:
1. Описательные. Молоко нельзя назвать просто «молоком», а магазин «магазином».
2. Общепринятые термины. Словосочетание «группа компаний» и слова «объединение», «фонд», «консалтинг».
3. Географические название. Только если ваше производство действительно не находится в этом месте.
4. Цифры. Кроме тех, которые что-то символизируют и вызывают всем понятные ассоциации: 18 — возраст совершеннолетия, а 36,6 °C — нормальная температура человеческого тела.
5. Отдельные буквы и аббревиатуры. Вроде ВТБ или СТС. Однако могут быть одобрены такие варианты, как ТАСС и КАМАЗ, потому что напоминают фантазийные слова.
6. Вводящие в заблуждение и противоречащие принципам гуманности и морали.
Так же с большой вероятностью будут отклонены заявки на регистрацию наименований тождественных или схожих с именами известных лиц, или названиями объектов культурного наследия.
Итак, допустим, вы учли вышеперечисленные пункты и придумали оригинальное название. Следующий этап — проверка, которая проходит в три шага:
В поисковиках Google и «Яндекс». Они позволят убедиться, что ваш нейм не идентичен названию крупного транснационального бренда.
На сайте ФИПС (Федерального института промышленной собственности), где отсеются варианты, похожие на уже зарегистрированные знаки. Проверять наименование нужно не по всей базе, а только в тех классах МКТУ, куда относится ваш товар или услуга (подробнее читайте в нашем предыдущем посте про нейминг).
Более детально с помощью патентных поверенных, которые сравнят ваше название не только с уже зарегистрированными товарными знаками, но и с поданными заявками.
Название, успешно прошедшее все проверки, готово к подаче на регистрацию. Отправить заявку можно самостоятельно, но лучше обратиться к патентным поверенным.
Регистрация в России длится порядка 12 месяцев. Всё это время сохраняется риск, хоть и незначительный, что названию откажут. Поэтому юристы рекомендуют не пользоваться знаком хотя бы до тех пор, пока не получено решение о регистрации.