• Проекты
  • Услуги
  • О нас
  • Статьи
  • Контакты
En
  • Telegram
  • Behance
  • LinkedIn
  • Подкаст
  • Шоурил
info@linii.ru
Покровский бульвар, 6/20с2, Москва, Россия, 109028

Напишите нам про свою задачу

Всё по полочкам: спецпроект LINII и LSCounsulting

9 марта 2023 г.
Сергей Ивкин — генеральный директор LSConsulting
РитейлМнения

Вот уже 10 лет группа компаний LINII занимается ритейл-брендингом в России и, казалось бы, знает уже всё по своей части, однако, совершенству нет предела. Мы решили пообщаться с коллегами из смежных с ритейлом областей, чтобы лучше понимать бизнес своих клиентов. 

Героем первого выпуска про организацию пространства складов стал генеральный директор компании LSConsulting Сергей Ивкин, чей опыт работы в складской логистике в России и странах СНГ более 19 лет.

Сергей спроектировал и запустил 400 000 м² складских площадей, из которых 40 000 м² для 3PL-оператора. Под руководством Сергея оператор вышел на самоокупаемость через шесть месяцев. Оптимизировал свыше 600.000 м² складских площадей, достигнув экономии на общую сумму более 300 млн ₽ ежегодно. Применяя best practice и авторские решения, разработал более 120 бизнес-процессов для всех сегментов товаров.

Общая максимальная численность персонала под управлением Сергея — порядка 800 человек.

Существуют ли какие-то официальные документы, которыми можно руководствоваться при проектировании склада?

Конечно. Есть ГОСТы, которые создавались в 60-70-х годах, но проектировщики со складским опытом обычно ими не пользуются. А вот остальные, например, те, кто проектировал торговые центры, только их и используют. 

Из-за ГОСТов склады часто получаются неудобными и неэффективными. Опытные проектировщики смотрят, как выглядят склады в Европе, в Америке, в Китае и делают нечто похожее. Прописывают специальные технические условия, чтобы компенсировать несоответствие старым нормативам, и подтверждают необходимость этого дополнительными расчётами.

Какая информация нужна, чтобы спроектировать логистику склада?

Здесь есть два пути, у каждого свой подход. Первый – когда у конечного заказчика есть технология, то есть работающая система организации пространства. Ёе можно просто скопировать.

Если заказчик переезжает со старого склада и понимает, что товар стоял на полу, а он хочет поднять его на стеллажи и увеличить высоту потолка, то технология поменяется. В таком случае мы обычно запрашиваем информацию по остаткам. Нужны все данные по хранению за последний год с указанием веса и габаритов. Так мы понимаем, сколько и каких ячеек нужно. Также просим статистику по входу и выходу — объёмы обработки, сколько паллет, коробок, кубов, в чём ведутся измерения. 

Правильнее сначала придумать технологию, по которой будут работать конечные пользователи склада, а потом под неё сделать архитектуру, конструктив и всю инженерку. 

Важно учесть складскую технику, которая работает на батареях. Нужно рассчитать не только количество постов в зарядной комнате, но и в каком режиме будет идти зарядка. В идеале нужно по два круглосуточно работающих комплекта — одна заряжается, а вторая стоит на технике, работает.

Какие спорные моменты бывают на этапе согласования с клиентом?

Практически все моменты, которые нужно согласовывать, так или иначе, спорные. Ключевой вопрос — это прогнозирование, то есть каким будет товаропоток и запросы через три-четыре года. Склад строится с перспективой от пяти лет и выше. 

Если компания более-менее стабильна, растёт в год по 10% в среднем, всё довольно просто. Но таких заказчиков всё меньше и меньше.

Что целесообразнее, строить склад под свои нужды или арендовать готовый и проектировать пространство внутри?

Можно и так и так. Сначала мы определяем, какая технология будет оптимальной для конкретного заказчика. Большинство технологий вписывается в классический склад. Если взять стандартный А-класс, он весь одинаковый по коробкам, в стандартной сетке колонн, со стандартной нагрузкой на полы, стандартной высоты. Если у заказчика технология такая, то нет никакого смысла строить под себя. Лучше арендовать или купить уже готовый склад.

А вот если технология нестандартная, при которой подойдёт невысокий потолок или если нужен склад какой-то специфической формы, а не прямоугольная коробка, то тут уже надо строить свой. У Leroy Merlin, например, склад сделан буквой H. Склад Ozon на Новой Риге был 16 метров в высоту, чтобы сэкономить деньги на конвейерных системах, расположенных внутри здания. У каждого есть своя фишка. 

80% всех заказчиков впишутся в стандартные коробки. Нет смысла ждать год, чтобы построить склад.

Как вы классифицируете продукцию на складе, какие варианты маркировок используете?

Обычно всё работает на штрих-кодах или QR-кодах, которые производитель сам размещает на товарах. Сейчас в такие коды можно зашить большой объём информации: и партию, и серию, и серийные номера и т. д. Системы управления складом умеют всё это расшифровывать. У склада есть также свои внутренние этикетки.

Какие существуют технологии обслуживания грузопотоков?

Давайте я начну с типов хранения. Классика жанра — стандартные фронтальные стеллажи высотой 12 метров. В них помещается шесть ярусов стандартных европаллет, 1,8 метра каждая. Так делали все в нулевых годах плюс-минус, до сих пор многие так работают. 

В последнее время наметилась тенденция на уменьшение объёмов товара. Поставщики предпочитают снабжать магазины каждый день небольшими партиями. Все экономят на торговых площадях, считают, что держать на складе запас и тратиться на транспорт ежедневно дешевле, чем держать избыточные складские помещения внутри города. Это касается всего мелкоштучного товара: аксессуаров, практически весь ассортимент интернет-магазинов, косметики, бижутерии. Под них строят мезонин — это металлоконструкция 12 метров в высоту, которая разделена на пять этажей, на каждом пять-шесть полок. С них сотрудники собирают заказы. Технология сборки совершенно разная. 

Особенность этих мезонинных конструкций в том, что когда есть маленький запас из трёх-пяти штук на артикул, нужно иметь доступ к каждой полке, чтобы сборщик мог быстро найти любой товар. 

Есть подвиды специализированного хранения для катушек, труб и негабарита. Это отдельная тема, к рознице отношения не имеет. Это больше индустриальный сегмент.

А если это продуктовые магазины, гипермаркеты?

Продуктовые не работают с полками, поскольку у них нет бесконечного ассортимента, он всегда конечный. Например, у Ozon несколько миллионов наименований, а у продуктового наберётся не больше 40-50 тысяч. Если мы возьмём стандартный офлайн-гипермаркет, то это будет 20-25 тысяч SKU. Если мелкоформатный «Дикси», может, вообще до восьми тысяч. 

Особенность здесь в быстрой оборачиваемости товара, поэтому продуктовые используют технологии кросс-докинга. Паллеты просто отправляются со склада сразу в магазин целиком, их не принимают и не разбирают. 

Следующий вариант чуть посложнее: поставщик привозит общий пул всего ассортимента в виде одной машины, например, на 30 гипермаркетов. Но там у него не целые паллеты, а сборная поставка из 100 артикулов. В РЦ это пересортировывают, допустим, на 30 паллет — по одной для каждого магазина.

У вас есть услуга постпроектного сопровождения?

Мы делаем логистическое проектирование. После нас обычно проектный институт делает строительное проектирование. Мы очень часто осуществляем авторский надзор над проектировщиками, чтобы их конструкции не противоречили нашему проекту.

Кто у ритейлера занимается проектированием склада в компании. Есть ли внутренний отдел или всегда используются подрядчики?

Тот же Х5 Group всегда использует внутренний отдел. У них есть даже унифицированное детальное ТЗ, которое они просто отдают на тендер строителям. 

А вообще, это зависит от объёмов. Если у компании хотя бы десять складов, то есть смысл иметь эту компетенцию внутри. Если мы говорим про компанию, у которой до трёх складов, тогда лучше обратиться кконсультантам и подумать вместе с ними.

Как рассчитывается площадь склада?

У нас есть модели, которые считают количество необходимых ячеек по типам и размерам. А вот эти ячейки расставить по складу, здесь модели уже нет, это уже наше творчество. Расчёт ячеек — это математическая модель. Если есть габариты, то она будет сложной, но более точной. Если габаритов нет, то это упрощённые модельки с допущениями. Далее мы подбираем несколько вариантов грузообработки товара и смотрим наиболее подходящий клиенту и рассчитываем необходимое количество зон на складе, их взаимное расположение и площади вспомогательных помещений.

Другие статьи

BAON

11.04.2025

РитейлДизайнРебрендинг

Всё, везде и сразу: законы многофункционального ритейла

24.03.2025

РитейлДизайн
  • Проекты
  • Услуги
  • О нас
  • Статьи
  • Контакты
LINII — брендинговое агентство