10 ритейл-трендов 2025
Мы проанализировали данные из отечественных и зарубежных источников, чтобы выделить ключевые тенденции, которые определяют развитие розничной торговли. Вот десять трендов, которые будут играть важную роль в ритейле в ближайшем будущем.
Экономия времени и удобство
Современные покупатели всё чаще выбирают продукты и услуги, которые помогают экономить время на повседневных задачах. Рынок каршеринга, например, прогнозирует пятикратный рост к 2028 году, а клининговые услуги утроили спрос за последние шесть лет. Сегмент FMCG демонстрирует рост популярности многофункциональных чистящих средств, которые решают сразу несколько задач. По данным о полном товарообороте розничных сетей Nielsen за январь-август 2024 года, увеличились продажи готовой еды — на 31,7% в денежном выражении.
Покупатели всё больше ценят товары и услуги, создающие комфорт. Например, популярность растёт у наборов с порционными ингредиентами для приготовления ресторанных блюд дома. Продвинутые продукты для ухода за собой, дающие эффект, сравнимый с салонными процедурами, позволяют не только заботиться о внешности, но и качественно проводить время.
Категории «побаловать себя»
Покупатели охотно инвестируют в продукты, приносящие радость и удовольствие. Более половины быстрорастущих категорий на омниканальном рынке FMCG в 2024 году относятся к сегменту «удовольствия». Это снеки (чипсы, солёное печенье), импульсные сладости (шоколадные батончики, драже) и молочные десерты (глазированные сырки, кремовые пудинги).
Наибольший рост показывают фруктовые соки (+30,1%), энергетики (+14,5%) и питьевая вода (+13,5%), по данным ритейл-аудита Nielsen за январь август 2024 года.
Покупатели всё чаще выбирают продукты с приятным вкусом, но с меньшим негативным влиянием на здоровье, например, газированные напитки и энергетики без сахара, воду со вкусами, а также безалкогольное пиво.
Магазины малых форматов
Покупатели всё чаще выбирают небольшие магазины с оптимизированным ассортиментом, что позволяет сделать покупки быстрее и с меньшим стрессом. Розничные сети активно адаптируются к этому тренду. Например, сеть «Магнит» развивает ультрамалые форматы «Магнит Go» (35 м²) и магазины «Магнит Рядом» (60–80 м²), предлагающие самый востребованный ассортимент.
Сеть «Дикси» также запускает новые форматы магазинов площадью 70–110 м², которые отличаются от привычных 330 м², характерных для стандартных точек сети.
Поколенческий маркетинг
Для каждой возрастной группы важны свои ценности, и ритейлерам нужно учитывать эти особенности:
Поколение Z
Ценит аутентичность, социальную ответственность и этическую позицию бренда. Деятельность кампаний по защите окружающей среды нередко определяет выбор одежды.
Миллениалы
Предпочитают персонализацию и впечатления, взаимодействуя с брендами через разные платформы. Об этом свидетельствует рост популярности поп-ап магазинов, где личный опыт становится решающим.
Поколение X
Ориентируется на удобство и беспроблемный опыт взаимодействия. Использование мобильных приложений для бесконтактных покупок делает их предпочтительней.
Бэби-бумеры
Выбирают надёжные бренды с ясной коммуникацией и акцентом на заботу. Проверка временем, нежелание пробовать ради новизны, рациональный подход отличают старшее поколение.
Кризис доверия
65% потребителей считают рекламу как ненадежный источник информации.
Доверие покупателей к традиционной рекламе падает, что связано с её навязчивостью и обеспокоенностью по поводу конфиденциальности. Маркетологам нужно отходить от линейных стратегий, разрабатывать индивидуальные подходы и не перегружать потребителей ненужной информацией. Фокус должен быть на реальной ценности, которая улучшает потребительский опыт.
Устойчивое развитие
Вопросы экологии становятся всё более важными для покупателей. По данным The Future of Commerce 46% потребителей считают, что экологичность влияет на их выбор магазина. Чтобы соответствовать этим ожиданиям, ритейлеры используют технологии для оптимизации цепочек поставок, снижения отходов и сокращения выбросов. Искусственный интеллект и автоматизация помогают сделать эти процессы более эффективными.
Омниканальность
Границы между онлайн- и офлайн-покупками продолжают стираться. Покупатели хотят, чтобы взаимодействие с брендом было бесшовным на всех этапах. По данным Adobe в 2024 году более 60% праздничных онлайн-продаж были совершены с мобильных устройств, что подтверждает необходимость улучшать омниканальный опыт.
Социальная коммерция
Социальные сети становятся полноценными площадками для покупок. Instagram, TikTok и Facebook предоставляют пользователям возможность покупать товары прямо из постов или трансляций. Бренды используют интерактивный контент, сотрудничают с инфлюенсерами и вовлекают аудиторию через контент, созданный самими пользователями.
Аудиобрендинг
Forbes подметил новый тренд: звук становится важным инструментом для формирования эмоциональной связи с покупателями. Уникальные саундтреки помогают брендам выделиться и создать запоминающийся образ. Gucci и Bentley, например, внедряют аудиосопровождение в свои премиальные продукты, делая клиентский опыт более многосенсорным.
Биохакинг и здоровье
Здоровый образ жизни выходит на новый уровень. Покупатели интересуются биохакингом, отслеживанием состояния организма и персонализированными решениями. Продажи растительных продуктов увеличились на 27%, безглютеновых — на 68%, безлактозных — на 85%, а спрос на БАДы вырос на 50% - говорят измерения и ритейл-аудит от Nielsen за январь-август 2024 года.
Растёт популярность сервисов для мониторинга здоровья, медицинских чекапов и технологий для улучшения сна, ментального состояния и физической формы. Современные технологии позволяют персонализировать такие услуги под потребности каждого клиента.